Доступная среда
Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.
Государственная программа «Доступная среда»
Конвенция о правах инвалидов, нормативные документы, карта доступности объектов, новости, интервью, горячие линии |
Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних. Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».
Доступная среда в здании
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках
инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата
инвалиды с нарушениями слуха
Подходы к зданию, пути движения
Беспрепятственный доступ в здание
Пути движения внутри здания
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;
- Используются версии для слабовидящих электронных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- Специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не предоставляются в связи с отсутствием таких обучающихся;
- Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь не предоставляются в связи с отсутствием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Групповые и индивидуальные коррекционные занятия (наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь образовательной организации (экскурсии, классные часы, концерты и т.д.) не проводятся в связи с отсутствием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Психологическая и другая консультативная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не оказывается в связи с отсутствием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В целях охраны здоровья обучающихся используется медицинский пункт с необходимым оборудованием. Доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается за счет использования пандусов, кнопки для вызова помощника.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Информационное взаимодействие осуществляется при помощи следующих элементов: локальной компьютерной сети, сайта школы, внутренней электронной почты, автоматизированной системы «Сетевой город. Образование». Все эти сервисы доступны для учащихся с ОВЗ- «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/ — интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны.
- «Московская электронная школа» https://uchebnik.mos.ru/catalogue — широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков.
- «Учи.ру» https://uchi.ru — бесплатная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
- «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/home — cервис для учителей 1-5-х классов с более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
- Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам: https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/.
- Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/ — бесплатный доступ к электронным формам учебников.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Наличие доступа: Да
Пандусов: Да
Подъемников: Нет
Поручней: Да
Расширенных дверных проемов: Да
Лифтов: Нет
Информация о приспособленных средствах обучения и воспитания
Учебный процесс осуществляется в учебных классах Лицея, компьютерных классах. Все задействованные в учебном процессе классы находятся в удовлетворительном состоянии и соответствуют требованиям. Все учебные площади, учительская и дирекция оснащены мебелью, оргтехникой. Административные помещения телефонизированы, установлены современные принтеры и копировальные аппараты, позволяющие работать с документами размера А3, А4. Расписание занятий, объявления, связанные с организацией учебного процесса, информация по успеваемости, приказы директора Лицея и другие локальные акты Лицея вывешиваются на специально отведенных для этого стендах и досках. Все структурные подразделения Лицея оснащены канцелярскими принадлежностями, позволяющими организовать соответствующий рабочий и учебный процесс. В целях повышения качества образования имеются разработанные учителями дидактические материалы для проведения учебных занятий (схемы, таблицы и др.). При необходимости готовится раздаточный материал. Применяются учителями Лицея и технические средства (компьютеры, проекторы, теле-видео аппаратура). Также повышению качества образования способствуют разработанные учителями разнообразные формы контроля, в том числе используются возможности компьютерных классов (компьютерное тестирование). Имеются в наличии ноутбуки и переносные мультимедиа-проекторы. В распоряжении учащихся имеется зал библиотеки. Количество посадочных мест в библиотеке составляет 80. Также имеется архив. В Лицее ведется работа по организации физической культуры и спорта, по привлечению студентов к спортивным соревнованиям. В указанных целях во всех арендуемых зданиях имеются спортивные залы, обеспеченные необходимым спортивным инвентарем. В данных помещениях согласно графику учебного процесса проводятся занятия по физической культуре и соревнования по баскетболу и волейболу. Победители соревнований награждаются почетными грамотами и призами.
Нормативные документы
(Федеральные)
- ПП РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»обновлено 11.01.2021, 14:05
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 №1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2015 N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 20.11.2019 N Р-117 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020 году»
- Письмо Минобрнауки РФ от 31.01.2017 №ОВ-83/7 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
- Письмо Минпросвещения РФ от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»)